Лизинг в России и за рубежом
Лизинг в России постепенно принимает все более четкие организационные и правовые формы. Темпы роста лизинговых компаний опережают практически все основные секторы финансовой системы России и существенно превосходят темпы роста экономики в целом.
Рисунок 1. Доходы российских лизинговых компаний за 2006 год
Растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России. Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составил 10 млрд. долларов. Это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.
По своим объемам российский рынок лизинга уже занимает 10-е место в мире. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства производства начинает приближаться к европейским нормам: в 2006 году доля лизинга в ВВП, составила порядка 1,5−1,7%, а в 2007 г. - более 2%. 2007 год оказался чрезвычайно продуктивным для российского лизингового бизнеса. Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года составил 14 млрд. долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год.
Объем нового бизнеса пяти сотен лизинговых компаний, работающих на российском рынке, в 2007 году достиг 997 млрд. руб.
Таблица 1.
Рейтинг лизинговых компаний
Рейтинг |
Наименование компании |
Обязательства, млн. $ |
1 |
ВТБ-Лизинг |
1 204,556 |
2 |
Альфа-Лизинг |
1 072,175 |
3 |
РТК-Лизинг |
949,173 |
4 |
Магистраль Финанс |
864,08 |
5 |
Бизнес Альянс |
836,497 |
6 |
РГ Лизинг |
819,457 |
7 |
ЛК «Уралсиб» |
680,651 |
8 |
Авангард-Лизинг |
534,412 |
9 |
Ильюшин Финанс Ко |
498,192 |
10 |
Трансинвестхолдинг ГК |
445,735 |
В 2007 году лизинговые компании заключили 89628 новых договоров лизинга. В 2006 году их было 57433. При этом средняя стоимость одного лизингового договора увеличилась с 256 тыс. до 323 тыс. долл., т. е. на 26,2%. Также в 2007 году лизинговые компании увеличили объемы деятельности на уже традиционных для них рынках и стали осваивать новые для себя отрасли. Они стали более активно работать с малым и средним бизнесом и расширили свое присутствие в регионах.