Методические основы совершенствования безопасности банковской системы
· проверку подлинности предоставленных документов, заявляемой квалификации, точности и полноты биографических фактов;
· проверку в части профессиональных навыков и оценку профессиональной пригодности.
Указанные процедуры должны предусматривать документальную фиксацию результатов проводимых проверок.
Рекомендуется документально определить процедуры регулярной проверки (с документальной фиксацией результатов) в части профессиональных навыков и оценки профессиональной пригодности работников, а также внеплановой проверки (с документальной фиксацией результатов) — при выявлении фактов их нештатного поведения, участия в инцидентах или подозрений в таком поведении или участии.
Все работники организации должны давать письменное обязательство о соблюдении конфиденциальности, приверженности правилам корпоративной этики, включая требования по недопущению конфликта интересов.
При взаимодействии с внешними организациями и клиентами требования по обеспечению информационной безопасности должны регламентироваться положениями, включаемыми в договоры (соглашения) с ними.
Обязанности персонала по выполнению требований по обеспечению информационной безопасности должны включаться в трудовые контракты (соглашения, договоры) и(или) должностные инструкции.
Невыполнение работниками организации требований по обеспечению информационной безопасности должно приравниваться к невыполнению должностных обязанностей и приводить как минимум к дисциплинарной ответственности.
При формировании требований по обеспечению информационной безопасности рекомендуется рассматривать следующие общие стадии модели жизненного цикла автоматизированных банковских систем:
1. разработка технических заданий;
2. проектирование;
3. создание и тестирование;
4. приемка и ввод в действие;
5. эксплуатация;
6. сопровождение и модернизация;
7. снятие с эксплуатации.
В случае разработки собственной автоматизированной банковской системы следует рассматривать все стадии, а в случае приобретения готовых систем рекомендуется рассматривать стадии 4-7.
Разработка технических заданий и приемка таких систем, а также, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение (модернизация), снятие с эксплуатации, должны осуществляться по согласованию и при участии подразделения (лиц), ответственных за обеспечение информационной безопасности.
Привлекаемые для разработки и(или) производства средств и систем защиты автоматизированной банковской системы на договорной основе специализированные организации должны иметь лицензии на данный вид деятельности в соответствии с законодательством РФ. Подобные системы и их компоненты должны быть снабжены документацией, содержащей описание реализованных защитных мер, в том числе в отношении угроз безопасности(источников угроз), а также описание реализованных защитных мер, предпринятых разработчиком относительно безопасности разработки и безопасности поставки.
При разработке технических заданий на системы дистанционного банковского обслуживания должно быть учтено, что защита данных должна обеспечиваться в условиях:
· попыток доступа к банковской информации анонимных, неавторизованных злоумышленников при использовании сетей общего пользования;
· возможности ошибок авторизованных пользователей систем;
· возможности ненамеренного или неадекватного использования конфиденциальных данных авторизованными пользователями.
Следует иметь ввиду, что на стадии тестирования должны обеспечиваться анонимность данных и проверка адекватности разграничения доступа, а на стадии эксплуатации должны быть документально определены и выполняться процедуры контроля работоспособности (функционирования, эффективности) реализованных защитных мер. Результаты выполнения контроля должны документироваться.
В составе автоматизированной банковской системы должны применяться встроенные защитные меры, а также рекомендуются к использованию сертифицированные или разрешенные руководством организации к применению средства защиты информации от несанкционированного доступа и средства криптографической защиты информации.