Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения
Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.
Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.
Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:
Ø основные критерии, при наличии которых управление проблемным банком может быть передано институту санации. Возможность использования признанных в зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче интегрироваться отечественной банковской системе в международные структуры;
Ø ответственность сотрудников банка при противодействии надзорным органам и внешнему управлению банком вплоть до отстранения от должности, как это практикуется за рубежом;
Ø возможности надзорных органов по временному ограничению определенных видов деятельности коммерческих банков, если эта деятельность может негативно отразиться в дальнейшем на их финансовом состоянии;
Ø возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.
Кроме того, Центральному Банку необходимо определиться, при каких условиях он готов предоставить прямую помощь проблемному банку. Накопленный международный банковский опыт санации проблемных банков подтверждает необходимость подобной меры. В настоящее время Центральный Банк должен также определить свое отношение к фонду страхования депозитов и тому опыту, который уже есть в России по данному вопросу.
Подытоживая данную главу, мы делаем вывод, что на сегодняшний день институт санирования проблемных кредитных организаций находится на ранних стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база, регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные характеристики существующего российского антикризисного управления, приведенные выше, доказывают, что для эффективной работы необходим качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных организаций.
Эффективное управление кредитной организацией в условиях постоянно меняющей законодательной базы, общей стагнации промышленности, кризиса валютного, межбанковского рынков – это настоящий труд. К сожалению, этот труд далек от совершенства: казалось бы, такие столпы банковской системы, как Онексим, СБС-Агро, Инком, и проч. и те не смогли справиться с нахлынувшим кризисом. А что тогда говорить о средних и мелких банках? Существует масса недоработок, а подчас, и серьезных ошибок и просчетов как в работе банков по составлению и реализации планов санации, так и со стороны Центрального Банка России.