Современное состояние банковского дела в Монголии
Современная банковская система Монголии[6]
Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.
В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.
Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.
В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.
Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.
Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.
Состояние банковского рынка Монголии