Торговая надбавка как источник формирования валового дохода
Далее оценивается размер торговой прибыли по критерию ее достаточности для развития предприятия. Если результаты прошлого года не удовлетворяют данному критерию, тогда руководство магазина решает, как поправить свои дела. Для этого необходимо или увеличить цены, или сократить затраты. Чтобы добиться реализации планов по прибыли, необходимо зафиксировать маржу на каждый отдельный товар, с тем, чтобы продажа в целом давала приблизительно среднюю маржу. Сделать это не просто. Через полгода делается промежуточная сверка результатов, позволяющая определить, завышен или занижен размер средней маржи. Если он занижен, тогда рекомендуется закупить для продажи больше предметов роскоши, на которые маржа может быть выше, или повысить цены на имеющиеся в продаже товары. Но может быть и так. Маржа удовлетворяет поставленным целям, но продажа товара не возрастает, идет вяло. Чтобы увеличить объем продаж, лучше в этом случае понизить маржу.
После расчета торговой маржи определяется размер торговой надбавки (наценки). Для обеспечения этой задачи за рубежом используют специально разработанную таблицу взаимозависимости торговой маржи от наценки (марк-ап).
В последние годы в отечественной литературе и в практике хозяйствования ставится вопрос об оптимальности размера торговых надбавок. Высказываются различные точки зрения: от установления минимального размера торговой надбавки до полного отказа от контроля за их формированием.
В связи с этим интересен опыт стран дальнего зарубежья, где нет официального предела торговых надбавок, но где государство оставляет за собой право оценки эффективности торговли в национальном масштабе.
Эффективность торговли обычно оценивается по двум критериям: стоимости сбыта (сумма валовых наценок), а также качества и перечня услуг, оказываемых покупателю (по экономии времени, затрачиваемого покупателем на поиск и приобретение товара).
Стоимость сбыта при этом измеряется тремя методами:
- как разница между ценой, по которой товар продается потребителю, и ценой этого товара в конце процесса производства;
- как отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национального продукта;
- по индексу цены торговой услуги.
Как показывают зарубежные исследования, в частности французских специалистов, норма наценок для предприятий розничной торговли составляет около 30% розничной цены. В то же время наблюдаются различия в этих нормах в разных типах торговых предприятий и в зависимости от вида товара. Так, в гипермаркетах норма наценки равняется примерно 15%, в розничной торговле обычными продовольственными товарами (включая крупные магазины) - 20,3%, в специализированных продовольственных магазинах (с небольшим числом наемных работников) - 32,5%, в розничной торговле непродовольственными товарами - 34-38% [33. с.156].
Но размер валовых наценок не в полной мере характеризует эффективность торговли, так как соотнесение с объемом товарооборота не позволяет производить стимулирование средних норм наценок в оптовой и розничной торговле из-за возникающего двойного счета в связи с тем, что в розничную цену включается цена, выплаченная оптовику.
Второй метод позволяет устранить это препятствие. Отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национальной продукции составляет около 9%, т.е. в торговле используются около 9% всех производственных ресурсов страны. Величина добавленной стоимости в торговле (ориентируясь на вознаграждение, получаемое торговыми работниками) несколько выше - около 12%.
Индекс цены торговой услуги во Франции, как и в других странах дальнего зарубежья, возрастает более высокими темпами, чем цены на продаваемые товары, что объясняется повышением расходов на заработную плату, расходов на электроэнергию, на финансирование, снижением производительности труда ввиду уменьшения темпов внедрения НТП в торговлю. Индекс цены торговой услуги исчисляется путем деления изменяющейся величины валовой наценки на индекс товарооборота, скорректированного с помощью индексов цен.