Анализ динамикии структуры валового дохода торгового предприятия
* В ценах I квартала 2002 г.
Рис. 2.2. Динамика РТО и ВД магазина Войковского
Наибольший рост валового дохода наблюдается в IV квартале 2004 года (табл. 2.3), когда он вырос на 43 % по сравнению с III кварталом, наибольшее снижение валового дохода приходится на I квартал 2004 г. (ВД составил лишь 78,3 % от ВД I кв. и, соответственно, уменьшился на 21,7 %). Такую же тенденцию можно отметить при анализе базисных темпов роста. За три года валовой доход увеличился на 146,2 %, причем такой рост достигнут именно за счет 2-ух последних кварталов 2004 года.
Необходимо отметить, что максимальный рост валового дохода второго магазина ЗАО «Компания ФРАКАСС» составил только 30,4 % (табл.2.4), и при этом за три года валовой доход вырос лишь на 31,5 % (против 146,2 % в магазине Владыкино). Это связано с тем, что магазин на Войковской развивается более стабильно и всегда имел больший товарооборот и валовой доход в абсолютном измерении, чем магазин Владыкино, скачкообразное развитие которого и резкий упадок в I квартале 2004 года был связан с проблемами в аппарате управления торговым предприятием. Но, начиная с II квартала 2004 г., когда сменился состав управленческого персонала, магазин начал превосходить Войковскую по абсолютным показателям.
Таблица 2.3.
Темпы роста валового дохода Владыкино в сопоставимых ценах I кв. 2002 г.
Таблица 2.4
Темпы роста валового дохода Войковской в сопоставимых ценах I кв. 2002 г.
Информация о структуре валового дохода представлена в таблицах 2.5 и 2.6. Наибольшую долю в объеме валового дохода занимают такие товарные группы, как сопутствующие товары (порядка 30 %), бакалея (14-16 %), кондитерские изделия (10-13 %), а также слабоалкогольные безалкогольные напитки. Наименьшую долю занимают хлеб и хлебобулочные изделия (2,5-3,5 %) и кулинария (менее 1 %). На протяжении трех лет структура валового дохода в обоих магазинах не изменялась значительно, только были введены в ассортимент вино-водочные изделия, доля которых в магазине Владыкино к концу 2004 года достигла 15,35 %, из-за чего заметно сократились доли сопутствующих товаров и бакалеи ( с 30,94 % в 2002 г. до 22,59 % в 2004 г. и с 19,14% в 2002 г. до 10,58 % в 2004 г. соответственно). Также периодически появлялась и исчезала такая товарная группа как кулинария. В магазине на Войковской ситуация аналогичная. Однако, из общей картины выбивается I квартал 2003 года, когда резко увеличилась доля сопутствующих товаров (55,09% против обычных 30-40%) и уменьшилась доля кондитерских изделий (4,23 % против 12-14%).
Таблица 2.5.
Структура валового дохода Владыкино (%)
2002 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
в т.ч. | |||||
вино-водочные изделия |
- |
- |
- |
- |
- |
слабоалкогольные напитки |
6,25 |
6,43 |
5,89 |
5,73 |
6,06 |
безалкогольные напитки |
11,10 |
9,49 |
8,27 |
7,35 |
8,89 |
кондитерские изделия |
14,79 |
10,47 |
10,26 |
12,19 |
11,73 |
замороженные изделия |
6,67 |
5,32 |
6,95 |
4,15 |
5,65 |
гастрономия |
6,18 |
4,74 |
4,29 |
5,89 |
5,23 |
бакалея |
25,35 |
17,68 |
18,41 |
17,02 |
19,14 |
кулинария |
0,11 |
0,08 |
0,05 |
0,02 |
0,06 |
молочные продукты |
11,14 |
8,20 |
8,43 |
7,63 |
8,65 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
4,53 |
3,30 |
3,75 |
3,32 |
3,65 |
сопутствующие товары |
13,90 |
34,28 |
33,68 |
36,70 |
30,94 |
2003 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
в т.ч. | |||||
вино-водочные изделия |
- |
0,03 |
0,05 |
3,41 |
0,99 |
слабоалкогольные напитки |
5,08 |
6,25 |
5,45 |
5,05 |
5,46 |
безалкогольные напитки |
11,33 |
9,25 |
8,99 |
6,75 |
8,96 |
кондитерские изделия |
9,17 |
9,29 |
8,23 |
10,08 |
9,24 |
замороженные изделия |
4,36 |
6,61 |
8,93 |
6,77 |
6,68 |
гастрономия |
4,31 |
3,06 |
2,74 |
3,88 |
3,51 |
бакалея |
19,23 |
16,16 |
16,70 |
13,83 |
16,33 |
кулинария |
0,02 |
0,01 |
0,11 |
0,07 |
0,05 |
молочные продукты |
7,20 |
7,30 |
8,00 |
7,88 |
7,60 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
3,56 |
3,08 |
3,27 |
3,66 |
3,40 |
сопутствующие товары |
35,73 |
38,96 |
37,52 |
38,62 |
37,80 |
2004 |
Всего за год | ||||
I |
II |
III |
IV | ||
Всего |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
в т.ч. | |||||
вино-водочные изделия |
8,41 |
12,06 |
14,99 |
18,69 |
14,95 |
слабоалкогольные напитки |
7,36 |
9,28 |
10,80 |
7,21 |
8,59 |
безалкогольные напитки |
9,51 |
8,91 |
9,00 |
6,71 |
8,15 |
кондитерские изделия |
11,19 |
13,00 |
11,18 |
13,44 |
12,43 |
замороженные изделия |
8,23 |
7,59 |
7,05 |
5,60 |
6,75 |
гастрономия |
3,37 |
2,70 |
5,98 |
9,75 |
6,47 |
бакалея |
10,13 |
12,14 |
9,89 |
10,44 |
10,58 |
кулинария |
- |
- |
0,37 |
0,80 |
0,42 |
молочные продукты |
7,52 |
5,99 |
6,98 |
6,20 |
6,56 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
3,43 |
2,19 |
2,29 |
2,54 |
2,53 |
сопутствующие товары |
30,84 |
26,14 |
21,48 |
18,61 |
22,59 |