Количественная теория денег.
На сегодняшней день является самой распространенной в плане применения ее на практике.
Количественная теория денег сводит сущность денег к одной единственной функции – функции средства обращения. Будучи средством обращения, деньги, по мнению сторонников количественной теории, не могут иметь внутренней стоимости. Их стоимость определяется их количеством.
Свое обоснование и развитие количественная теория получила в Англии в тот период, когда свобода торговли стала основным требованием промышленного капитала и вообще дальнейшего развития экономики страны.
Яркими представителями этой концепции денег являются: Монтескье, Юм, Рикардо. Основные положения этих экономистов сводились к следующему:
товарные цены определяются не внутренней стоимостью, присущей товарам, а отношением между общим количеством товара и общей массой золота и серебра, имеющегося во всем мире (Монтескье);
цены товаров и стоимость денег определяется не столько абсолютным количеством товара и денег, сколько их количеством, находящимся в обращении[1] (Юм);
количество денег первично, а стоимость золота зависит от его количества, что стоимость золота понижается вследствии возрастания количества золота (Рикардо);
Итак, сущность количественной теории заключается в утверждении, что стоимость денег, будь то золотые или бумажные деньги, зависит исключительно от количества денег.
Интересным представляется место взглядов Кейнса в этой теории. Кейнс и его приверженцы придерживаются, как количественной, так и номиналистической концепции денег. Кейнс считает, что прямое количественное отношение между деньгами и товарной массой – это только явление равновесия. Практически этот тезис ведет к утверждению, что коньюктурой можно вполне овладеть. Для этого предлагается рецепт: регулируйте условия кредита и не будет ни бумов, ни кризисов. Чтобы сохранять равновесие надо управлять не только денежным обращением, но и денежными доходами. Также в интересах равновесия необходимо строго ограничить заработную плату.
[1] Это свое положение Юм обосновывал проходившим в тот период повышения цен на товары. Однако он устанавливал ложную причинную связь между возрастанием массы золота и ростом товарных цен. Между тем действительной причиной повышения цен было повышение производительности труда в золотодобывающей отрасли и открытие новых местораждений золота в Америке.