Покупка и продажа ценных бумаг через брокера
Любой инвестор - физическое или юридическое лицо - для совершения операций с акциями может обратиться в брокерскую фирму. Он заключает с брокером договор на оказание брокерских услуг, в котором указывается заказ, его сроки, цена, комиссионные. Комиссионные брокерская фирма удерживает при каждой сделке с ценными бумагами в виде определенного процента от суммы сделки. Комиссия за сделку с ценными бумагами в брокерских фирмах, как правило, меняется в зависимости от суммы сделки – чем больше сумма сделки, тем меньше ставка комиссии. Обычно она колеблется от 0,05% до 0,30%.
Поручения брокерам со стороны клиентов на продажу или покупку ценных бумаг даются в форме приказов. Биржевые приказы (приказы клиентов брокерам) с точки зрения ограничения цены могут даваться в следующих формах.
Рыночный приказ - приказ на покупку или продажу определенного рода акций по наиболее выгодной текущей цене, т.е. приказ купить акции по самой низкой цене или продать по самой высокой цене на момент получения этого приказа.
Лимитный приказ - приказ на покупку или продажу акций по специально оговоренной цене "или на более выгодных условиях", т.е. приказ в котором оговаривается минимальная цена продажи или максимальная цена покупки. Если этот лимит не достигается, приказ брокером не выполняется.
Буферный приказ - приказ брокеру осуществить куплю или продажу акций в тот момент, когда цена достигает оговоренного в нем уровня. Это означает, что по достижении "буферной цены" приказ автоматически превращается в рыночный. Обычное предназначение приказов этого вида -страхование от потенциальных потерь.
Буферный лимитный приказ - буферный приказ, который автоматически превращается в лимитный по достижении буферной цены.
Неотложные меры по усилению инвестиционной направленности фондового рынка
В результате финансового кризиса выявились недостатки отечественного рынка ценных бумаг:
• Преобладающая направленность участников рынка на получение спекулятивного дохода и отсутствие интереса к долгосрочным вложениям.
• Недостаточная заинтересованность эмитентов в выходе на открытый рынок капиталов, стремление удерживать крупные пакеты акций в собственности эмитентов, непонимание возможностей рынка в деле мобилизации капиталов.
• Неотработанность системы взаимодействия органов государственного регулирования фондового рынка, отсутствие системы антикризисного регулирования рынка; неспособность государства оперативно и результативно воздействовать на текущие процессы; конфликт интересов государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг.
• Наличие больших пробелов и противоречий в нормативно-правовой базе фондового рынка; слабый контроль за выполнением уже имеющихся законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.
• Слабая вовлеченность отечественных индивидуальных инвесторов в работу на рынке ценных бумаг.
Прежде всего, необходимо повысить мотивацию вложений инвесторов в ценные бумаги. Необходима государственная программа действий по выводу российских предприятий-эмитентов на фондовый рынок. Эта программа должна затрагивать практически весь спектр проблем, связанных с функционированием фондового рынка. Важным элементом такой программы должна стать разработка индивидуальных программ (бизнес-планов) по выводу предприятий-эмитентов на фондовый рынок; выработка индивидуальных предложений по дальнейшей корпоративной политике предприятия, включая предложения по реструктуризации, санации и в необходимых случаях — банкротству.