Инструментарий денежно-кредитной политики.
Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка, степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроэкономическом уровне.
Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен.
«К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются такие инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций; введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1).
Административные методы, как правило, используются в странах с развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование преимущественно применялось в странах с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны.
Банк России чаще использует такие административные меры как регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно- кредитной политики после консультаций с Правительством РФ.
«Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1).
К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие. Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.
К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и операции на открытом рынке.
Нормативные методы применяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от вводимых нормативов проявляется