Контроль над банковской системой.
В начале века необходимость наделения центрального банка контрольными полномочиями над коммерческими банками недооценивалась. Первый центральный банк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практически не использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор за банками в 30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых «банковских инспекторов». Банк Англии официально принял на себя ответственность за банковский надзор только к концу 70-х годов, а в ряде стран, например в Германии, центральный банк формально не имел контролирующих прав, хотя постоянно способствовал укреплению положения частных банков. Эти обстоятельства важно учитывать при оценке специфики национальной финансовой структуры и реально существующей ситуации.
Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны центрального банка возобновились в последнее время во Франции, Великобритании и США. Конечно, технически можно лишить центральный банк ответственности за банковский контроль, так же, как теоретически возможно разделить функции денег - меры стоимости и средства платежа. Однако выдвигаемые при этом аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеют достаточно глубокого обоснования. Более тщательный анализ показывает, что в этом случае возникает острое противоречие между ценовой и банковской стабильностью. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что управление денежной политикой через единый центр значительно легче и эффективнее, чем координация деятельности различных финансовых институтов. Потери от подобной децентрализации становятся еще более очевидными при рассмотрении конкретных направлений финансовой политики. В то же время четкое представление о текущем положении банков необходимо для центрального банка, даже если он и не наделен контролирующими полномочиями. Эффективность этих полномочий может быть гораздо выше, если они переданы центральному банку, финансовому институту, который непосредственно знает, как функционируют коммерческие банки, денежный рынок и система платежей.
«В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяются три главных направления:
1)диспропорционально быстрое развитие финансовых рынков и сделок по отношению к реальным экономическим процессам;
2)расплывчатость границ финансовой специализации;
3)интернационализация финансовой сферы»(1).
Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что их развитие сопровождалось значительной эрозией одной из опор
традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всей банковской системой. Со стиранием операционных границ между различными видами финансового посредничества все три основные функции, выполняемые центральным банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм, перестала вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный на обеспечение стабильности, становится все менее эффективным, если он не охватывает внебанковские финансовые институты. Это связано с тем, что растущие возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковских посредников есть способности и желание предлагать свои услуги в области платежей.
«В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и неэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования к началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную средней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря 1957г. Этот порядок был отменен в феврале 1959г., как только условия позволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с октября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы снова прибегли к этому лимитированию, чтобы создать условия для восстановления денежного и финансового равновесия»(1).
Банк России также выполняет функцию банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора, созданный внутри центрального банка.