Евро

Страница 4

По мере приближения сроков создания ЭВС обнажается все больше противоречий, порождающих тревоги за судьбу будущей европейской валюты и даже сомнения в том, что союз будет создан. И тон здесь задают лидеры: Франция и Германия. Лидерами создания ЭВС, как, впрочем, и всего процесса европейской интеграции, являются два крупнейших государства Западной Европы - Германия и Франция. Еще совсем недавно разногласий между ними не существовало. В 80-х и в начале 90-х годов Гельмут Коль и Франсуа Миттеран ратовали за создание внутреннего рынка ЕС и за разработку проекта единой европейской валюты. Миттеран проводил линию на политическое, экономическое и даже военное сближение с Германией. Но мир изменился, и ось "Бонн--Париж" сегодня уже не так сильна, как десять лет назад. После объединения Германия уже не придает такого большого значения франко-германскому сотрудничеству. Суть перемен хорошо передал Хорст Келер, президент Ассоциации германских сберегательных банков и бывший государственный секретарь Министерства финансов: "Для нас, немцев, было бы ошибкой преуменьшать свое значение. Нам определенно принадлежит ведущая роль в Европе, и мы должны с ней сжиться".

Избрание во Франции нового президента также привело к заметному изменению ситуации. Жак Ширак относится к консервативным политикам, и забота о сохранении особой роли Франции в мировой политике - его политическое кредо. Пресса все чаще обращается к проблеме потери Францией политической субъективности. Французская политика, отличавшаяся при де Голле, Помпиду и Жискар д`Эстене самостоятельностью и своеобразием, привязанная к панъевропейским процессам, практически растворилась в них ввиду доминирования (с каждым годом все большего) немцев. Это обстоятельство определяет оппозицию Ширака в вопросе об ЭВС.

Основным предметом разногласий Франции и Германии является статус Европейского центрального банка (ЕЦБ). Очевидно, что ЕЦБ будет находиться под преобладающим влиянием Германии. Стремясь воспрепятствовать этому, Франция выступила с инициативой создания так называемого Совета зоны евро- консультативного органа, призванного решать задачи гармонизации фискальной политики стран - участниц союза. Хотя этот орган не будет наделен исполнительными полномочиями, у него останется возможность оказывать определенное влияние на политику ЕЦБ. В свое время решение о расположении ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне и о его полномочиях и независимом статусе стали той платой, которую ЕС заплатил Германии за ее членство в ЭВС и отказ от своей сильной национальной валюты. Естественно, что любые попытки прямого или косвенного ущемления прав ЕЦБ совершенно неприемлемы для Германии. Понимая, что статус ЕЦБ принципиально пересмотреть скорее всего не удастся, Франция усиленно поднимает вопрос о кандидатуре будущего главы Центробанка. Наиболее вероятным претендентом на эту должность до последнего времени считался Вим Дуйзенберг, нынешний глава Центробанка Нидерландов, по общему мнению, один из лучших профессионалов Европы. Франция, однако, хотела бы видеть на этом посту не столько первоклассного профессионала, сколько гибкого политика, способного в переговорах с лидерами разных стран достигать приемлемых для всех компромиссов.

Новое обострение конфликта между Парижем и Бонном связано с приходом левого правительства к власти во Франции. Французские социалисты не только требуют смягчить фискальные критерии вступления в ЭВС, но вообще выступают против дальнейшего ужесточения бюджетной политики в странах ЕС. По их мнению, приоритетом ЕС должно быть государственное поощрение занятости, что неизбежно приведет к увеличению бюджетных затрат. Оба требования Франции противоречат линии Германии на сильное евро

и на фискальную дисциплину в ЭВС.

Одиннадцать стран ЕС объявили о своем твердом намерении вступить в валютный союз с момента его образования. Однако шансы на вступление Италии, Испании и Португалии невелики. Самые низкие шансы имеет Италия. По одному из квалификационных критериев - отношению государственного долга к ВВП -Италия в 2 раза превышает установленную норму: 120% вместо предельных 60%. Еще выше этот показатель в Бельгии, но по остальным критериям Бельгия удовлетворяет требованиям, зафиксированным в Маастрихтском договоре. Плохо в Италии обстоит дело и с другим фискальным критерием - бюджетным дефицитом. За последние годы стране удалось достичь колоссальных успехов в его сокращении -- в прошлом году он составил 6,8% ВВП против 9% в 1994 году, а в нынешнем, согласно прогнозам, снизится до 3,4%. Однако Германию и другие страны тревожит, что для выполнения этого критерия Италия предприняла ряд экстренных шагов, которые вряд ли будут достаточными, чтобы достичь долгосрочной финансовой устойчивости. Например, Италия даже объявила о намерении ввести у себя специальный "налог для Европы" в размере 0,5% ВВП. Однако страна пока еще не произвела необходимых структурных изменений, в частности в финансировании социальной сферы. Вступление Италии предлагалось отложить. Она могла бы вступить в ЭВС к моменту введения наличного евро

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9