Классификация депозитов коммерческих банков
Срок обращения по депозитным сертификатам (с даты выдачи до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита или вклада по сертификату) ограничивается одним годом.
В международной практике имеют хождение процентные депозитные сертификаты, дисконтные, т.е. продающиеся по цене ниже номинала и сертификаты с «плавающей» ставкой. Срок действия последнего сертификата составляет от 3 до 5 лет и процентная ставка определяется каждые 6 месяцев на последующие полгода. Депозитные сертификаты могут быть куплены в любое время в течение периода их действия - проценты начисляются со дня приобретения.
Некоторые коммерческие банки выпускают депозитные сертификаты, передаваемые (либо непередаваемые) другим владельцам по индоссаменту достоинством от 500 тысяч рублей до 10 млн. руб. сроком до года, рассчитанные на крупных инвесторов. Передаваемые депозитные сертификаты обычно продаются государственным учреждениям, пенсионным фондам, корпорациям. Они приносят доход, превышающий процентную ставку по краткосрочным казначейским векселям меньшего срока (трехмесячных и прочих) и могут обращаться на вторичном рынке ценных бумаг.
Рассмотрим особенности Сберегательных сертификатов. Сберегательный сертификат может переходить от физического лица к физическому. Сберегательный сертификат может быть выдан только гражданину Российской Федерации или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Право требования по сберегательному денежному сертификату передается только гражданам РФ или иного государства, использующего рубль в качестве официальной платежной единицы.
Коммерческие банки для того, чтобы не, потерять, наиболее, стабильный источник кредитных ресурсов, вынуждены в условиях инфляции проводить индексацию по сберегательным сертификатам путем повышения процентной ставки, что является стимулом для населения при покупке.
Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными вкладами, оформленными простыми депозитными договорами: благодаря большему количеству возможных финансовых посредников в распространении и обращении сертификатов расширяется круг потенциальных инвесторов; благодаря вторичному рынку сертификат может быть досрочно продан владельцем другому лицу с получением некоторого дохода за время хранения и без изменения при этом объема ресурсов банка, в то время, как досрочное изъятие владельцем срочного вклада, означает для него потерю дохода, а для банка утрату части ресурсов.
Недостатками сертификатов являются: повышенные затраты банка, связанные с эмиссией сертификатов, а также то, что доходы по ним являются объектом налогообложения в отличие от счетов до востребования и срочных вкладов. Последняя особенность учитывается банками, поэтому проценты на сертификаты, как правило, выше, чем проценты по срочным вкладам с аналогичными сроками и суммой.
Итак, делая вывод из изложенного теоретического материала, можно сказать, что для коммерческих банков вклады – главный и одновременно самый прибыльный вид ресурсов. Увеличение доли данного элемента в ресурсной базе позволяет размещать больший объем привлеченных денежных средств, тем самым увеличивая ликвидность банка.
Обострение конкуренции между банками и другими финансовыми структурами за вклады физических и юридических лиц привело к появлению огромного разнообразия депозитов, цен на них и методов обслуживания. По данным некоторых зарубежных специалистов, в развитых странах в настоящее время существует более 30 видов банковских вкладов. При этом каждый из них имеет свои особенности, что позволяет клиентам выбирать наиболее адекватный их интересам и возможную форму сбережения денежных средств и оплаты за товары и услуги.
Из сказанного выше видно, что депозиты среди привлеченных средств банка являются важным источником ресурсов. Однако такому источнику формирования банковских ресурсов как депозиты присущи и некоторые недостатки. Речь идет прежде всего о значительных материальных и денежных затратах банка при привлечении средств во вклады, ограниченности свободных денежных средств в рамках отдельного региона. И тем не менее конкурентная борьба между банками на рынке кредитных ресурсов заставляет их принимать меры по развитию услуг, способствующих привлечению депозитов.