Направления развития электронных расчетов
Расширение использования электронных денег неизбежно, вопрос лишь в том, какая их разновидность станет наиболее распространенной: системы безналичных расчетов (с использованием карточек, или без таковых), не допускающих анонимные сделки, или цифровая наличность.
Развитие систем "электронных денег" может оказать серьезное конкурентное влияние на существующие системы расчетов, как частные, так и системы, принадлежащие центральным банкам; как электронные, так и системы расчетов с использованием традиционных платежных инструментов. Осуществление валовых расчетов в режиме реального времени для мелких платежей в настоящее время невыгодно в связи с их высокой стоимостью. С широким внедрением "сетевых" систем мелкие платежи могут осуществляться на валовой основе, а сами системы будут составлять серьезную конкуренцию действующим оптовым системам. В странах с развитым чековым оборотом (в первую очередь, США) замещение налично-денежного оборота будет идти по пути использования электронных чеков. Результатом может быть создание систем расчетов электронными чеками в реальном времени, включая малые платежи минуя клиринговые палаты, что может привести к сокращению их численности или укрупнению.
В настоящее время осуществление расчетов является прерогативой банковских учреждений. Одной из тенденций, которая и сейчас проявляется все более отчетливо, является выход на рынок "электронных" финансовых услуг представителей нефинансового сектора. Это, в первую очередь, фирмы - разработчики программного обеспечения и коммуникационные фирмы. Так, если системы "электронных денег" интегрируются с телефонными компаниями, транспортными агентствами, сетями ведущих супермаркетов и магазинов, то очевидным следствием такой эволюции будет увеличение числа пользователей и создание замкнутых расчетных систем. Другой тенденцией является активное стремление банков к внедрению в сферы, традиционно для них ограниченные, такие, как торговля, посредством возможностей электронной коммерции.
Можно говорить о трех тенденциях развития систем "электронных денег": диверсификации, сегментации и консолидации. Различие и разнообразие продуктов, целевая ориентация и объединение инфраструктуры - это черты, которые видны в уже действующих электронных системах денежных расчетов и которые неизбежно проявятся в отношении систем "электронных денег".
Для потребителей системы "электронных денег" открываются возможности по дистанционному управлению своими денежными средствами путем внедрения в практику новых платежных инструментов. Ключевыми факторами, которые определят отношение потребителей к системам "электронных денег", будут достижение (или недостижение) ими таких показателей, как удобство, высокая скорость совершения операций, простота обращения, обеспечение контроля за платежами и их безопасность, анонимность, возможность передачи третьим лицам.
Системы "электронных денег" также значительно расширят возможности розничных продавцов товаров (работ, услуг), чьи расходы на операции с наличными деньгами, включая их хранение и транспортировку, существенно сократятся. Использование сети Internet уже сейчас позволяет продавцам обеспечить себе выход на рынки со снижением издержек на маркетинг и рекламу. После того, как влияние систем "электронных денег" проявится более полно и будет лучше изучено, следующим шагом окажется их внедрение для крупных расчетов между корпоративными клиентами и ускорение темпов развития электронной торговли.
Экономия, которую сулит переход к электронным услугам, выглядит очень заманчиво для банков, поскольку себестоимость любых электронных транзакций в несколько раз ниже обычных /17/. Так, например, на предоставление чека через кассу в отделении банка в США тратится $2 (в России $10), цена аналогичной услуги с передачей данных по сети падает до $0.7 (в России до $6), предоставление банковских услуг через Internet обходится всего в $0.05, так как эта сделка может быть обработана без дорогостоящего участия инфраструктуры отделений банка. В мире электронных денег каждый подключенный к сети компьютер становится филиалом банка, а себестоимость содержания филиальной сети стремится к нулю.