Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции
Как показал опыт, использование данных целей как конечных оказалось малоэффективным. Например, из всех стран, использующих монетарное таргетирование, т.е. установление целевых темпов прироста денежной массы, только Германии удавалось достигать заявленные ориентиры. Установленных ориентиров роста денежной массы немецкому Бундесбанку удавалось достигать в основном за счет дифференциации размеров минимальных обязательных резервов на различные виды банковских депозитов (нормы обязательных резервов дифференцируются в зависимости от сроков обязательств и от валюты обязательств банка). А также Бундесбанком активно использовался кредитный контроль, включающий изменение стоимости кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и норму переучета векселей.
Денежно-кредитная политика Великобритании с приходом в 1979 г.администрации М. Тэтчер также исходя из монетаристских позиций.Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными инструментами ограничительная денежно-кредитная политика, либерализация валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных агрегатов. Центральным элементом экономической программы выступала среднесрочная финансовая стратегия, отличительной чертой которой являлась явная антиинфляционная направленность. Планировалось добиться устойчивого уровня цен посредством денежно-кредитного таргетирования. Финансовой политике отводилась подчиненная роль - она должна была способствовать достижению контрольных ориентиров прироста денежных агрегатов, посредством изменения уровня государственных расходов и прямого налогообложения.
Наиболее полно монетаристские принципы были реализованы в практике таргетирования денежной массы. При этом использовались сначала показатель М2, включающий все средства на текущих и срочных счетах, которые частный сектор может использовать как покупательное и платежное средство, а затем агрегат М0. На деле получалось, что в качестве таргетируемых администрация выбирала те показатели, динамика которых в прошлом укладывалась в установленные границы. Как только их прирост начинал превышать ориентиры, правительство изменяло систему контрольных показателей. Предпринимались и другие попытки «улучшить» показатели таргетирования. Неоднократно пересматривались и менялись установленные границы прироста и база их оценки. С 1979 г. при определении временного периода действия очередных контрольных показателей стал использоваться принцип, когда каждый контрольный период пересматривались как установленные границы увеличения денежной массы, так и длительность этого периода. Таким образом, практика монетарного таргетирования в Великобритании во многом дискредитировала тезис о возможности ликвидировать инфляцию исключительно путем мероприятий технического характера, а именно: изменения механизма контроля за денежной массой.
Неудачи монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют национальные банки пересмотреть используемый монетарный режим. С начала 90-х годов начинается переход на использования инфляционного таргетирования как основополагающего монетарного режима денежно-кредитной политики. В 1990 г. на данный режим переходит Новая Зеландия, в 1991 г. - Канада, в 1992 г. - Великобритания, в 1993 г. - Финляндия, Швеция, Австралия, в 1994 г. - Испания, в 1997 г. - Израиль, Чехия, в 1999 г. - страны Еврозоны. С конца 90-х гг. начинается переход развивающихся стран и стран с переходной экономикой к использованию режима целевой инфляции: Польша - 1998 г., Чили, Бразилия - 1999 г., ЮАР, Таиланд - 2000 г., Норвегия, Колумбия - 2001 г. Как показал опыт этих стран инфляционное таргетирование позволяет достичь значительных успехов в борьбе с инфляцией.