Средства МВФ
Они различны:
1- Подписной капитал стран-членов
Взносы (подписка) стран-членов, называемые квотами в настоящее время выражаются в СДР (смотри определение СДР ниже в этом курсе).
Изначально доли или квоты устанавливались в зависимости от многих факторов: национальный доход, золотые и валютные запасы, объем экспорта и импорта и т.д. Была выведена довольно громоздкая формула, но в действительности каждая страна обговаривала свою квоту с МВФ, стараясь добиться как можно большей доли. Установка квот имеет в высшей степени политический характер, в самом деле, квоты выполняли множество разных функций:
Кроме того, что они определяют размер подписного капитала каждой страны-члена, они также определяют:
Размер и форму займов, которые страна может получать в МВФ (т.е. возможность получить от Фонда более или менее значительную помощь).
Размер ассигнований в СДР, которые получает страна.
Право голоса в руководящих органах - в Бюро управляющих и в Совете Администрации.
Каждая страна имеет в этих органах базовое количество голосов - 250, плюс один голос за каждую долю в квоте, равную 100000 СДР (ранее было 100000 $ ). Так Мальдивская Республика имеет 270 голосов (это страна с наименьшей квотой); США обладали в 1986 г. 179433 голосами, что составляло 19,29 % от общего числа.
Устав МВФ предусматривает:
Пересмотр (что не означает обязательное изменение) квот Советом Управляющих каждые 5 лет, как было установлено сначала, в 1973 г. этот срок был сокращен до 3 лет, чтобы лучше учитывать все более и более быстрое развитие международных денежных отношений.
Кстати, Совет Управляющих при наличии 85 % голосов может настоять на полном пересмотре квот, кроме того, квота страны может пересматриваться по ее требованию.
С момента образования МВФ было много изменений квот. Общая их сумма увеличилась с 7.7 млрд. долларов в 1945 г. до 90 млрд. СДР (что составляет порядка 108 млрд. долларов) в 1986 г.; стоит также отметить, что увеличилось количество участников МВФ (45 вначале, 151 в 1986 г.).
Итак, средства МВФ значительно увеличились, таким образом, чтобы удовлетворять потребностям участников Фонда (см. ниже права заимствования).
Благодаря таким пересмотрам было также пересмотрено членство с целью более полного учета изменения политического и экономического веса некоторых стран на мировой арене. Так, в 1975 г. и еще позднее несколько раз были увеличены квоты стран-членов ОПЕК по отношению к другим странам. Страны ОПЕК имели 11.,5 % от общего числа квот в 1986 г., в 1974 г. - 4.9 %; доля индустриальных стран в 1986 составляла 62.74 %, доля не нефтяных развивающихся стран составила 25.7 %.
Это соотношение предоставляло США и ЕЭС (совместно) право вето на решения, принятые МВФ. Действительно, важные вопросы должны приниматься квалифицированным большинством, которое было 4/5 до 1969, а с 1969 - 85 %.
До 1978 г. 25 % квот должны были выплачиваться в золоте, а 75 % в национальной валюте. Исключения делались странам, у которых были небольшие резервы золота и долларов, им было разрешено уплачивать в золоте меньшую часть из следующего:
25 % квоты;
10 % золотых и долларовых запасов страны.
С 1-го апреля 1978 г., в результате изменения Устава МВФ, ему было запрещено всякое использование золота, квоты могли уплачиваться в национальной валюте, в валюте другой страны МВФ, в СДР. В действительности же с этого момента увеличения квот должны были выплачиваться 25 % в СДР, 75 % в национальной валюте.
Следует отметить, что эти квоты частично соответствуют авуарам МВФ, выраженным в деньгах, которые никому не нужны.
2-вид средств МВФ поступает за счет капитальных вложений, (например, боны Казначейства США), комиссионные, получаемые при каждом займе (0.5 %) и удерживаемые со средств, которые превышают квоту определенной страны (размер увеличивается в зависимости от суммы).
3-Займы двух типов:
Индивидуальные займы - у какой-либо страны, т.е. официальные источники (казна или центральный банк), или частные источники, такие как банки второго уровня при условии согласия страны.
Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), здесь существует единственный случай - соглашение, подписанное в 1961 в Париже между 10 наиболее богатыми странами (США, Германия, Япония, Франция, Канада, Бельгия, Нидерланды, Италия и Швеция) к которым в 1964 г. присоединилась Швейцария. По этим соглашениям подписавшие их страны обязуются предоставить в распоряжение МВФ дополнительные средства (готовая кредитная линия) на сумму 6 млрд. долларов (США- 2 млрд., Великобритания - 1 млрд., остальное делится между другими странами). Дополнительные ресурсы предназначены исключительно для использования странами, подписавшими соглашения. Заключенное сначала на 4 года это соглашение постоянно продлевалось; в 1983 размер вкладов достиг 17 млрд. СДР. ГСЗ позволило финансировать несколько крупных займов, в частности Великобритании, США, Франции и Италии. Но кроме того, во время частых встреч 10 наиболее значительных западных стран поднимались самые важные вопросы, придавалось значение автономным решениям.