Виды инфляции
Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:
· открытую;
· подавляемую.
Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемой инфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Это послужило основой создания модели инфляции (подавляемой) Б.Хансеном, одним из современных представителей Стокгольмской школы. В последнее десятилетие инфляционным ожиданиям придается большое значение. Использование концепции ожиданий в экономической теории было обосновано Дж.Хиксом в его основной работе «Стоимость и капитал».
Инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и предложением. Различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Нарушение равновесие со стороны спроса - называется инфляцией спроса. Другая ситуация создается, когда растут издержки производства, т. е. поднимается цена предложения, возникает инфляция предложения.
В 50-60-е годы прошлого столетия теории инфляции спроса и издержек лежали в основе экономической политики буржуазных правительств, а так же были наиболее популярными объяснениями инфляционного процесса. Это послужило поводом переложить на них ответственность за нарастание инфляционных процессов в экономике в 70-е годы. Таким образом, рост инфляции связывают с издержками на заработную плату.
Инфляция спроса
Инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.
Инфляция спроса упрощенно может быть представлена так:
Совокупный спрос, превышающий текущие производственные возможности, вызывает повышение уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства. Причем, рост цен на последнее не поспевает за ростом цен на конечный продукт. Соответственно, какими бы причинами ни был вызван первоначальный рост цен, он немедленно упирается в границы, определяемые фактическим объемом денежной массы. То есть, само по себе увеличение спроса порождает скорее угрозу инфляции, нежели саму инфляцию. Для институтов, регулирующих объем денежной массы, т.е. в большинстве случаев - для государства (Правительства и Центрального банка) это становится проблемой. Если государство увеличивает производство, с целью предотвратить грозящий его спад, то отсюда, собственно, и начинается инфляция. В краткосрочном периоде такая политика вызывает рост цен и увеличение реального выпуска, в долгосрочном - только рост цен (инфляционная спираль). Если же государство сдерживает рост денежной массы, то уже в краткосрочном периоде происходит дезинфляция - сжимается спрос и восстанавливается равновесие.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
- милитаризация экономики и рост военных расходов.
- дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга.
- кредитная экспансия банков.
- импортируемая инфляция (это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом).
- чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность (при этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительный денежный эквивалент).
- Инфляция издержек
В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Предложение при прежних ценах падает, что и вызывает рост цен. При этом объем производства, и занятость уменьшаются - признак недостаточного спроса. Для инфляции издержек характерен рост всех компонентов производственных затрат (материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др.) и затем распространяется - в свою очередь, через повышение издержек - на конечный продукт.
В частности, повышение цен на нефтепродукты в России в середине 1999г. в конечном итоге было заложено в стоимость товаров и привело к росту издержек производства и соответственно к росту оптовых и розничных цен.