Принципы создания банковских систем и технологий
Нижний уровень (accounting) - это базовые функции бухгалтерского учета, или бухгалтерское ядро. Именно здесь сосредоточены модули, обеспечивающие ведение бухгалтерского учета по всем пяти главам нового плана счетов.
БАНКОВСКИЕОПЕРАЦИИ |
Front-office |
Первичный ввод информации |
Платежи Касса Межбанковскиерасчеты Пластиковыекарточки |
Картотеки Ценности |
Векселя Управлениепортфелями |
Кредиты Операциинаденежномрынке Операциинафондовомрынке |
Back-office |
Функциональные модули | ||||
Балансовыйучет |
Внебалансовыйучет |
Доверительныйучет |
Депозитар ныйучет |
Учетсрочныхопераций |
Accounting |
Бухгалтерское ядро |
Рис. 1. Архитектура банковских приложений
Разделение банка на Front-office и Back-office основывается не столько на функциональной специфике обработки банковских операций (сделок) и принятия решений (обобщения и анализа), сколько на самой природе банка как системы, с одной стороны, фиксирующей, а с другой - активно влияющей на экономическое взаимодействие в финансово-кредитной сфере
Основные этапы создания АБС требуют:
- проведения функционального и информационного обследования деятельности банка;
- формирования требований к системе и их анализ;
- разработки структурно-функциональной модели банка;
- разработки информационной модели банка:
- детальной структуризации АБС общесистемного проектирования, постановок задач;
- программирования, отладки, внедрения, эксплуатации, сопровождения.
Наработанный в России опыт создания АБС к настоящему времени имеет ряд особенностей. Охарактеризуем главные из них.
Прежде всего это ориентация системы на работу с проводками. Теперь явно прослеживается отход от чисто бухгалтерского построения АБС на основе операционного дня. Высоко-технологичная АБС - это эффективное средство контроля над настоящим и
прогнозирование будущего развития финансово-кредитной деятельности банка. В любом западном банке такая система является жизненно необходимой составляющей в каждом звене банковской деятельности.
Сложились и реализуются при создании АБС и АИТ два концептуальных подхода к реализации банковских функций. Первый строится на узкой, ограниченной основе, которая воплощает ту или иную идею. Например, построение АБС ведется по принципу удовлетворения требований пользователей. Построение АБС на основе документооборота приводит к снижению эффективности банковской технологии в угоду этой идее. Без должного уровня проработки и
моделирования бизнес-процессов происходит механическое наращивание задач, функций, услуг. Противоположный подход основан на самостоятельном описании и построении пользователями с помощью средств АИТ банковских бизнес-процессов и документооборота. Этот подход отличается значительной трудоемкостью, усложняет настройку системы, нередко приводит к выхолащиванию банковской специфики. В результате система может по терять свою ценность для конечного пользователя.