Принципы создания банковских систем и технологий
Отсутствие комплексного подхода к автоматизации, недостаточная интеграция отдельных банковских модулей толкает к частным, локальным решениям, которые имеют узкоспециализированную замкнутость. Однако необходимость перехода от частных решений в области автоматизации к системным, подразумевающим использование всего ассортимента современных методов и средств информационных технологий, назрела. Об этом можно судить по комплексности подхода к автоматизации: деятельности банков, выходящих на мировые финансовые, рынки. Российская банковская система вливается в мировую, борьба с западными конкурентами немыслима без опоры на современные информационные технологии высокого уровня.
Итак, оптимальная организация банковских услуг, продуктов и бизнес-процессов возможна в условиях комплексного подхода к автоматизации информационных технологий с учетом перспективы развития банковского дела, на базе полностью интегрированных АБС. В таких системах весь спектр банковских технологий реализуется в едином информационном пространстве внутрибанковского и внебанковского взаимодействия.
Сегодня банки не очень хорошо представляют, что им потребуется завтра, а если и представляют, то не могут четко сформулировать и изложить фирмам-разработчикам свои требования в области АИТ. В первую очередь это относится к недостаточному развитию банковского дела и отсутствию грамотных постановок задач. Тиражируемые (типовые) АБС существенно отличаются от заказных (индивидуальных) по технологии изготовления и внедрения. Если заказная разработка корректируется немедленно в соответствии с текущими потребностями конкретного банка, то тиражируемая меняется тогда, когда новые потребности станут массовыми и появятся у многих банков. Таким образом, рынок АБС удовлетворяет новые потребности банков со значительным сдвигом во времени, который будет складываться из времени осмысления и формализации новых проблем банка, а затем создания систем фирмами-разработчиками АБС: времени для проектирования, программирования и комплексной отладки всей системы в целом.
Благодаря возможности удаленного доступа клиентов к своим счетам у банка отпадает необходимость в затратах на содержание персонала и помещений, необходимых для осуществления традиционного обслуживания клиентов, а значит, существенно снижаются издержки банка, связанные с проведением операций. Конечно, организация подобной услуги требует инвестиций, но расходы, связанные с запуском такой системы, на порядок ниже затрат, связанных с открытием дополнительных офисов банка. В отличие от банковского офиса, работающего в пределах одного региона, система дистанционного обслуживания позволяет пользоваться услугами банка практически из любой точки мира, что дает новую степень свободы и банку, и его клиентам. Стоит добавить - положительный эффект от внедрения системы дистанционного обслуживания проявится в том случае, если это решение будет удовлетворять запросам, предъявляемым банком к системам этого класса. Рассмотрим требования банков подробнее.
Во-первых, клиент должен иметь возможность удаленно управлять счетом наиболее удобным для него образом с помощью различных каналов взаимодействия с обслуживающим банком. Вполне комфортной средой для развития розничного банковского бизнеса становится созданная операторами сотовой связи сеть GSM, абонентами которой являются уже более 50 млн. россиян. Не менее удобным вариантом мобильного офиса могут служить карманные персональные компьютеры (КПК), возможности которых растут, а цена уже приближается к стоимости мобильного телефона. Вероятно, в будущем этот список расширится ввиду бурного технологического развития.
Во-вторых, для успешной долговременной эксплуатации системы важны такие параметры, как производительность и масштабируемость. Необходимое условие эффективности розничного банковского бизнеса - массовость. Растет количество клиентов банка, а значит, увеличивается число пользователей систем удаленного обслуживания и количество совершаемых ими операций. В архитектуре системы изначально должна быть заложена возможность масштабируемости и наращивания производительности, чтобы по мере необходимости обслуживать увеличивающуюся клиентскую базу без ущерба для качества работы системы и имиджа банка. Выражение « .млн. клиентов» становится нормой для современного розничного бизнеса.