Условия производства, размеры и специализация предприятия
Данные таблицы свидетельствуют о том, что за 5 лет стоимость валовой продукции возросла в 1,7 раза или на 1786,3 тыс. руб., что связано с ростом цен и объемов производства. При этом среднегодовая стоимость основных производственных средств увеличилась в 1,4 раза, за счет приобретения предприятием машин и оборудования. Среднегодовая численность работников изменилась по сравнению с 2000 годом незначительно на 3,8 % или уменьшилась на 2 человека.
Товарная продукция представляет собой объем готовой продукции, в денежном выражении, подготовленной для реализации. По структуре товарной продукции определяют специализацию предприятия.
Специализация как форма общественного труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции. Специализация характеризует производственное направление и отраслевую структуру предприятия.
Специализация производства в настоящем времени имеет две диаметрально противоположные тенденции. С одной стороны углубляется общественное разделение труда, что способствует все более узкой специализации, с другой – особенности производства вызывают необходимость развития многоотраслевых предприятий.
Анализ структуры товарной продукции можно произвести, рассмотрев определенные ее виды в стоимостном выражении.
Данные о размере и структуре товарной продукции в стоимостном выражении приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Размер и структура товарной продукции
Виды продукции, тыс. руб. |
Годы |
В среднем за 5 лет |
Поряд-ковый номер вида продук-ции | |||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
тыс. руб. |
в % к итогу | ||
Хлебо-булочные изделия |
2388,1 |
2199,6 |
2862,2 |
3516,9 |
3924,7 |
2978,3 |
85,6 |
1 |
Макарон-ные изде-лия |
214,7 |
398,9 |
194,7 |
228,4 |
233,9 |
254,1 |
7,3 |
2 |
Кондитерс-кие изде-лия |
108,9 |
135,4 |
240,2 |
406,9 |
339,4 |
246,2 |
7,1 |
3 |
Итого |
2711,7 |
2733,9 |
3297,1 |
4152,2 |
4498,0 |
3478,6 |
100 |
- |
Из таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимают хлебобулочные изделия, который составляет 85,6%. Производство макаронных и кондитерских изделий имеют практически одинаковый удельный вес в структуре товарной продукции 7,3% и 7,1% соответственно.
Степень глубины специализации предприятия на производстве тех или иных видов продукции характеризует коэффициент специализации, при исчислении которого учитываются не только удельный вес каждой из товарных отраслей в общей стоимости товарной продукции, но и их количество.
Коэффициент специализации рассчитаем по формуле:
, где
100 - сумма удельных весов товарной продукции;
У - удельный вес каждого вида товарной продукции;
i - порядковый номер вида продукции.
Из того, что коэффициент специализации равен 0,7, можно сделать следующий вывод: предприятие является узкоспециализированным и специализация очень высокая. Производство макаронных и кондитерских изделий можно считать как дополнительные отрасли, так как их доля в стоимости товарной продукции не превышает 10%.