Анализ рынка сбыта
На сегодняшний день масложировая отрасль входит в число наиболее прибыльных отраслей пищевой промышленности Украины: объемы производства за три года выросли на треть, продукция успешно выдерживает конкуренцию с импортными аналогами. Отечественные производители всё чаще применяют новые технологии в производстве лёгкого масла (мягкого маргарина), где молочные жиры и сливочное масло заменяются твёрдыми фракциями пальмового масла, с высоким содержанием бета-каротина. К тому же в Украине на Кировоградском заводе модифицированных жиров, заменяющих молочные жиры в производстве различных продуктов питания. Это, и ряд других причин, может привести к увеличению потребления мягких маргаринов в 2004-2005 гг., и вытеснению с украинского рынка импортного маргарина, который присутствует на украинском рынке как легально ввезённый, так и как контрабандный товар. [4]. Уже сегодня единственный сегмент, где совсем до недавнего времени (2003 год) царствовал импорт - бутербродный фасованный маргарин – справился с конкуренцией.
По оперативным данным Госкомстата Украины, в 2003 г. в Украине произведено 233,4 тыс. т маргариновой продукции (мягкие и твёрдые маргарины), что на 16,2% больше, чем в предыдущем 2002 г. (по оценкам операторов, объемы несколько выше за счет производства небольших партий мягкого маргарина молокозаводами и хладокомбинатами - около 240 тыс. т). А за первое полугодие 2004 г. произведено 157,2 тыс. т (видно увеличение производства по сравнению с первым полугодием 2003г. – 126,9 тыс. т.) Что касается сегмента мягкого фасованного маргарина (бутербродного), его доля представлена в таблице № 1.1.
Таблица №1.1. Украина: производство маргариновой продукции, тыс. т.
Товар |
2003 г. |
2002 г. |
2003/2002,% |
2004г. янв. - июль |
2003г. янв. - июль |
2004/2003,% |
Маргариновая продукция, в т. ч. |
233,4 |
203,3 |
115 |
157,2 |
126,9 |
124 |
маргарин столовый |
102,9 |
99,5 |
103 |
- |
- |
- |
маргарин бутербродный |
62,0 |
66,9 |
93 |
- |
- |
- |
кулинарные и кондитерские жиры |
57,2 |
32,8 |
174 |
- |
- |
- |
Из общего количества, фасованная |
70,5 |
54,3 |
130 |
Темпы роста - Что касается маргариновой продукции, этот рынок достаточно устоявшийся, и большинство предприятий направляют свою деятельность на расширение ассортимента мягких маргаринов разной жирности с применением различных наполнителей (пряностей, трав и др.), усиление маркетинговой политики в продвижении кулинарных и кондитерских жиров для пищевой промышленности. Производство сливочного масла и маргариновой продукции в Украине имеет стабильную тенденцию роста. И если в 2003 г. темпы роста в среднем составляли около 14 %, то в 2004 г. увеличились до 23 %. Особенно активно развивается рынок именно маргариновой продукции, приближаясь постепенно к показателям 1990 г. (см. Таблицу № 1.2). Согласно оценкам экспертов, производство маргариновой продукции в текущем 2004 г. может достигнуть показателей 1990 г., когда украинскими производителями было выпущено около 289 тыс. тонн маргарина и кулинарных/кондитерских жиров. То есть в последние годы производство маргариновой продукции имеет ярко выраженную тенденцию роста, хотя сегодня рынок можно охарактеризовать как достаточно стабильный и насыщенный.
Таблица № 1.2. Украина. Производство сливочного масла и маргариновой продукции, тыс. тонн
1990 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2003/2002, % |
2004 янв-июль |
2003 янв.- июль |
2004/2003, % | |
Сливочное масло |
444,1 |
135,4 |
156,2 |
131,2 |
148,4 |
113 |
87,7 |
72,2 |
122 |
Маргариновая продукция |
289 |
161 |
198,3 |
201,2 |
233,4 |
115 |
157,2 |
126,9 |
124 |