Анализ рынка сбыта
За последние четыре года значительно изменилась структура выпускаемой маргариновой продукции. Так, по сравнению с показателями 1999 г. Производство бутербродного маргарина выросло в 2 раза, а его доля в общем объёме маргариновой продукции увеличилась с 33 % в 1999 г. До 40 % в 2002 г.
Количественное развитие рынка столового и бутербродного маргаринов стабилизировалось, что объясняется относительной насыщенностью внутреннего рынка и слабым спросом на отечественный маргарин со стороны внешнего рынка, хотя официальные статистические данные и свидетельствуют об относительном росте экспорта украинского маргарина в 2004 г. Тем не менее, производство столового маргарина в прошлом году увеличилось всего на 3% (102,9 тыс. тонн) по сравнению с 2002 г., а выпуск бутербродного маргарина составил 62 тыс. тонн ( 2002 г. – 66,9 тыс. тонн)
На сегодняшний день масложировая отрасль входит в число наиболее прибыльных отраслей пищевой промышленности Украины: объемы производства за три года выросли на треть, продукция успешно выдерживает конкуренцию с импортными аналогами.
Основные мощности маргариновой отрасли в 2004 г. были сосредоточены в Запорожской, Одесской, Винницкой, Львовской и Кировоградской областях. Их соотношение представлено в Таблице № 1.3. До прошлого года лидировал Одесский регион, но в этом году ситуация изменилась: Запорожская область вышла на первое место по производству маргариновой продукции.
Таблица № 1.3. Региональное распределение производства маргариновой продукции, 2004/2003 г., тыс. т.
Регион |
2004 г. (янв. - июль) |
2003 г. (янв. - июль) |
2004/2003, % |
Запорожская |
42,7 |
23,3 |
183 |
Одесская |
23,7 |
28,4 |
83 |
Винницкая |
19,9 |
13,9 |
143 |
Львовская |
17,1 |
14,6 |
117 |
Кировоградская |
15,4 |
9,8 |
157 |
Другие |
38,4 |
36,9 |
104 |
Украина, всего |
157,2 |
126,9 |
124 |
Число конкурентов – число реально работающих производителей около 31, из них крупнейших – 14 (выпускающих более 1000 т продукции).
Ассортимент - Мягкие маргарины, и с недавнего времени «лёгкие масла», производят: Одесский МЖК, Запорожский МЖК, ОАО «Луцк Фудз» (Волынская область), ЗАО «Киевский маргариновый завод», Харьковский МЖК, ЗАО «Первый Киевский молокозавод», ЧП «Интерпродукт» (г. Днепропетровск) и ряд других предприятий.
Среди производителей «лёгкого масла» различного назначения и жирности можно отметить:
- ЗАО «Авис» (г. Винница) - лёгкое масло «Селянка», «Доярочка», «Экстра», «Масляна Корівка», «Люкс до сниданку»;
- ОАО «Луцк Фудз» (г. Луцк) - лёгкое масло «Руна»;
- ЗАО «Киевский маргариновый завод» - лёгкое масло «Олком» («Тарасик», Крем шоколадный», «Масло семейное»);
- Запорожский МЖК – «Олли» 60 %, 75 % ; «Украина»;
- и др.
Как правило, «лёгкие масла» расфасованы в пластиковые банки ёмкостью от 200 до 500 г.
Ассортимент мягких маргаринов включает: низкокалорийные, среднекалорийные и высококалорийные маргарины. Достаточно популярны среди потребителей также и десертные маргарины с наполнителями – шоколад, орехи, зелень, море- и рыбопродукты.
Перспективы - Несмотря на некоторое сокращение производства маргарина в 2002 году, связанное с сокращением сырьевой базы в производстве маргариновой продукции, в 2003-2004 годах производство маргаринов и жиров будет увеличиваться под воздействием роста спроса со стороны пищевой промышленности, и в частности кондитерской и хлебопекарной отраслей.