Новые направления деятельности кредитных организаций.
Весьма быстро расширялись в последнее время потребительские ссуды, связанные с предоставлением банковских кредитных карточек.
Сочетание платежных и кредитных операций способствовало популярности этих ссуд.
Процентные платежи по ним сравнительно высоки – обычно на 4-5 процентных пунктов выше доходов по краткосрочным коммерческим бумагам.
Широкое распространение кредитных карточек побуждает коммерческие банки предоставлять заемщикам дополнительные возможности овердрафта. По ссудам в форме овердрафта многие банки начисляют повышенные процентные платежи.
Крупнейшие банки продают свои услуги в сфере обслуживания ссуд и платежей с помощью кредитных карточек более мелким банкам, избавляя их тем самым от крупных затрат на организацию компьютерных информационных систем.
К числу важных услуг, оказываемых в настоящее время кредитными учреждениями, относится лизинг – сдача банками в аренду дорогостоящего оборудования, машин, транспортных средств. Для осуществления этих операций банки создают собственные лизинговые отделы (дочерние фирмы), обеспечивающие прокат производственного оборудования.
Лизинг способствовал существенному увеличению компаний - клиентов коммерческих банков. После завершения срока лизингового соглашения многие банки предоставляют кредит для приобретения (по остаточной стоимости) арендованного оборудования. В США Федеральная резервная система (центральный банк) стремиться обеспечить определенное соответствие между лизинговыми операциями и ссудами на приобретение оборудования. Поэтому холдинговым компаниям разрешается брать на себя организацию и финансирование такой аренды, которая предусматривает почти полное списание стоимости арендуемого имущества – его остаточная стоимость не должна превышать 10% затрат на приобретение этого оборудования.
Широкое распространение получила клиринговая деятельность - это деятельность по определению взаимных обязательств, возникающих на фондовом рынке между продавцами и покупателями ценных бумаг, и их зачету по поставкам ценных бумаг покупателям и денежных средств продавцам.
На современном биржевом рынке процедура совершения сделок распадается на ряд самостоятельных этапов:
- поручение брокеру на совершение операции;
- заключение биржевой сделки между брокерами;
- сверка условий сделки и вычисления взаимных обязательств по поставке ценных бумаг от продавца к покупателю и по расчетам денежных средств;
- исполнение сделки, заключающееся в переводе ценных бумаг покупателю и перечислении денежных средств продавцу, а также уплате комиссионных бирже, брокерам и другим участникам, обеспечивающим биржевую торговлю.
Новые банковские продукты создаются на основе анализа потребностей клиента и возможностей их удовлетворения банками.
Банковские продукты могут быть классифицированы по признакам клиентов (см. выше) и/или по следующим признакам: – головная организация, филиалы; – рубли, валюта; – сроки; – проценты или комиссии; – место и время оказания услуги; – специальные признаки банковской операции - специфические для каждой конкретной услуги.
С точки зрения новизны банковские продукты можно разделить на традиционные и инновационные. Традиционные банковские продукты распространяются, как правило, путем покупки банком на рынке труда специалистов высокой квалификации (менеджеров соответствующих подразделений банков), обладающих опытом обслуживания клиентов, предусматриваемого банковским продуктом.
Новые банковские услуги - развитие на современном этапе нового уровня сервиса обслуживания клиентов, оперативности предоставления услуг, разработки комплексных, нестандартных схем обслуживания.
Существуют два направления в развитии новых услуг:
· Первое – адаптация существующих услуг и технологий независимых разработчиков («финансовый» полуфабрикат);
· Второе – самостоятельная разработка услуги, технологии или модификация традиционной услуги под конкретное направление деятельности банка, или конкретного клиента (группы клиентов).