Меры административного воздействия
Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности. В зависимости от этих факторов подходы центральных банков к выбору тех или иных инструментов валютной политики существенно различаются по странам. На выбор инструментов проведения валютной политики, применяемых центральными банками различных стран, оказывает влияние и специфика задач, стоящих на том или ином этапе их экономического развития.
Для проведения валютной политики центральные банки обычно используют 3 вида инструментов: интервенции на валютных рынках, дисконтную политику и управление валютными резервами.
Важную роль в изменениях методов и инструментов регулирования центральными банками денежно-кредитной сферы в последние годы сыграли растущая интернационализация экономики и международная интеграция финансовых рынков. Дополнительным стимулом развития межгосударственного регулирования явилось усиление банковских рисков, вызванных резкими колебаниями темпов экономического развития отдельных отраслей и стран, неравномерностью темпов роста инфляции, процентных ставок и валютных курсов.
В результате возникла необходимость в координации деятельности центральных банков, направленной на максимальную унификацию норм регулирования в различных странах с целью предотвращения возможных банковских кризисов и резкой миграции международных капиталов. Центром межгосударственного регулирования банковской деятельности стал Банк международных расчетов (БМР), в рамках которого создан Комитет по банковскому регулированию и контролю (Базельский Комитет). В рамках БМР разработаны рекомендации по внедрению в странах - его участницах системы нормативов деятельности банковских учреждений и порядок контроля за ними.
Первоначально систему регулирования, предложенную БМР, предполагалось использовать лишь при контроле за международной деятельностью банков. Однако, как показал опыт, эта система является очень гибкой, экономически обоснованной и может эффективно применяться при внутреннем банковском контроле, поэтому в настоящее время большинство развитых стран активно внедряют в практику регулирования рекомендации БМР.
Межгосударственное регулирование банковской деятельности наглядно прослеживается на примере Западной Европы: стремление добиться большей стабильности банковских и финансовых систем усиливает координацию валютной и денежно-кредитной политики стран - членов ЕС и сотрудничество их центральных банков. Причем в настоящее время наблюдается постепенный переход от системы координации денежно-кредитной и валютной политики государств - членов ЕС к формированию единой денежно-кредитной и валютной политики, требующей и создания соответствующего наднационального регулирующего института. Органом ЕС, ответственным за его единую денежно-кредитную и валютную политику, призвана стать система центральных банков стран - участниц ЕС, независимая в своих решениях от политических институтов ЕС, имеющая федеральную структуру и приоритетную цель - поддержание стабильности денег.
Анализ изменений, происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельности центральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.
Денежно-кредитная политика, первоначально направленная на конъюнктурное регулирование, имеющая множество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироваться на улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовых активов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимых для повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей, центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующему воздействию с использованием многообразия инструментов пришло использование нескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющих быстро реагировать на конъюнктурные колебания.