Денежный подход к теории инфляции и безработицы.
На основе теории инфляции и безработицы монетаристы рекомендуют государству целый комплекс регулятивных мероприятий: снижение государственных расходов за счет сокращения социальных программ, расходов на выплаты различного рода пособий; поддержание минимальных ставок заработной платы; ослабление влияния профсоюзов; проведение кредитно-денежной политики на основе денежной конституции; приспособление налоговой системы к антиинфляционной политики (снижение налогов); обеспечение Федеральной резервной системы стабильного роста денежной массы; сокращение роста дефицита федерального бюджета, в том числе и за счет расходов на оборону.
Монетаристская программа государственного регулирования нашла широкий отклик среди правительств капиталистических стран, в частности в США, Великобритании, а в последнее время – в ФРГ.
Применение на практике рекомендаций монетаристов не дало ощутимых результатов и вызвало серьезную критику со стороны экономистов. Так Дж.К. Гелбрейт в результате анализа экономической политики администрации США высказал серьезное сомнения по поводу ее конечного эффекта, поскольку, как он выразился, «и монетаристы, и теоретики концепции «предложения» предлагают классический рынок, которого сейчас не существует».
Монетаристы сделали определенный шаг в исследовании хозяйственного механизма современного капитализма, в изучении функциональной связей капиталистической экономики, факторов, влияющих на динамику инфляции и безработицы. В известной мере их концепция оказала положительное воздействие на разработку антиинфляционных мероприятий в США и Англии в 80-е годы. Заслуживает внимания монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианской теории государственного регулирования в части дефицитного финансирования, чрезмерного выпуска денег в обращение.
Вместе с тем монетаристы – типичные представители меновой концепции. Первопричину экономических процессов они видят не в производстве, а в обращении. Монетаристы не в состоянии объяснить внутреннее содержание, истоки рассматриваемых тенденций классической экономики. Полагаясь на эмпиризм, они рекомендуют определять размеры денежной массы приближенно к темпам роста выпуска продукции. Вопрос о том, каким образом фактор воздействует на динамику и результаты производства, по существу, обходиться молчанием, поскольку авторы концепции не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистические данные из истории денежного обращения многими воспринимаются скептически.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Монетаристские взгляды получили широкое распространение в конце 1970-х гг. В США многие думали, что кейнсианская стабилизационная политика потерпела крах, неудержав инфляцию. Когда в 1979 году темпы инфляции стали выражаться двузначными цифрами, многие экономисты и политики пришли к мысли о том, что единственную надежду на подавление инфляции следует связывать с кредитно-денежной политикой.
В октябре 1979 года новый председатель ФРС Пол Волькер объявил жестокое контрнаступление на инфляцию, названное позднее монетарпстским экспериментом. В ходе радикальной перестройки деятельности ФРС было решено перенести акцент с регулирования процентных ставок на политику поддержания банковских резервов и предложения денег на заранее определенной траектории роста.
Руководители ФРС надеялись, что ограничительный количественный подход к управлению денежным обращением позволит осуществить две вещи. Во-первых, благодаря этому процентные ставки повысятся достаточно резко, чтобы остановить быстрый рост экономики, увеличить безработицу и замедлить возрастание зарплаты и цен посредством механизма кривой Филлипса. Кроме того, некоторые считали, что с помощью жесткой и вызывающей доверия кредитно-денежной политики удастся понизить инфляционные ожидания, особенно закрепленные в трудовых соглашениях, и продемонстрировать то, что период высокой инфляции закончился. Как только инфляционные ожидания людей понизятся, экономика перейдет в фазу относительного безболезненного уменьшения базовых темпов инфляции.
Этот эксперимент был явно успешным в плане замедления экономического роста и сокращения инфляции. В результате поднятия процентных ставок, обусловленного низкими темпами роста предложения денег, увеличение расходов, чувствительных к изменению процентных ставок, затормозилось. Как следствие, в 1979-1982 гг. рост реального ВВП прекратился, а уровень безработицы возрос с менее чем 6% до своего пикового значения в 10,5% в конце 1982 года. Темпы инфляции резко упали. Всякие сомнения в эффективности кредитно-денежной политики исчезли. Деньги работают. Деньги имеют значение. Но это, конечно, не то же самое, что говорить, будто столько деньги имеют значение!