Цели и инструменты денежно - кредитной политики в 2003 году

Страница 2

Денежная программа на 2003 год

Денежная программа представляет собой взаимосвязанную систему проектируемых денежных индикаторов, куда входят показатели денежной базы и основных источников ее формирования:

- чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования; - чистых внутренних активов органов денежно - кредитного реагирования, включая чистый кредит расширенному правительству и чистый кредит банкам

Расчеты показателен денежной программы на 2003 год определены в двух вариантах исходя из базовых сценариев социально - экономического развития Российской Федерации и, соответственно, двух вариантов прогноза платежного баланса России . При этом наиболее значимые факторы, влияющие на параметры денежной программы, связаны с состоянием платежного баланса и бюджетной политикой .

В первом варианте валовые международные резервные активы останутся неизменными, в связи с чем увеличения денежного предложения по каналу операций Банка России на валютном рынке не ожидается. Поэтому основным источником формирования денежного предложения будет увеличение чистых внутренних активов органов денежно - кредитного регулирования за счет роста чистого кредита расширенному правительству примерно на 100 млрд. рублей и валового кредита банкам на 30 млрд. рублей. Это соответствует планам Правительства Российской Федерации использовать накопленные средства государственного финансового резерва для финансирования предстоящих расходов бюджета по погашению внешнего долга. Однако проект бюджета на следующий год основан на предположениях второго сценария (цена барреля нефти сорта “Юралс” - 21, 5 доллара). При умеренных ценах на экспортные товары и низких темпах роста мировой экономики, как предполагается в первом сценарии, будет происходить сокращение профицита бюджета по сравнению с профицитом, предусмотренным в проекте федерального бюджета на 2003 год .

Первый сценарий предполагает довольно существенное ослабление притоков капитала и экспортной выручки в страну и, как следствие, ограниченную инвестиционную активность. В результате спрос на деньги вырастет в меньшей степени по сравнению со вторым вариантом. Поэтому для того, чтобы обеспечить достижение ориентира по базовой инфляции, темп прироста денежной базы не должен превышать 19 %.

По второму варианту рост валовых международных резервных активов органов денежно - кредитного регулирования на 7 млрд. долларов станет одним из главных источников денежного предложения. Однако в отличие от текущего года этот источник не будет единственным. Сокращение остатков средств на счетах органов государственного управления, планируемое правительством, также приведет к росту денежного предложения, что потребует дополнительных усилий со стороны Банка России по стерилизации ликвидности для достижения целей денежно - кредитной политики . Эффективность проводимых в настоящее время операций Банка России по стерилизации носит весьма ограниченный характер, поскольку участники денежного рынка самостоятельно принимают решения о размерах размещения денежных средств и Банк России не имеет возможности жестко контролировать состояние ликвидности банковского сектора. В рамках этого сценария номинальная девальвация рубля будет происходить более низкими темпами и прирост денежной базы в этом случае может составить около 25 %.

Страницы: 1 2 3 4 5 6