Апробация методических положений
· Автоматическое включение системы оповещения персонала о пожаре и системы пожаротушения в помещениях возникновения пожара.
· Голосовое оповещение персонала банка о пожаре и указание безопасных путей их эвакуации.
· Протоколирование и автоматическая запись на устройства системы безопасности всех тревожных событий, произошедших на территории отделения банка.
Для обеспечения информационной безопасности очень часто применяются лишь программно-аппаратные средства, позволяющие выполнять такие задачи, как аутентификация и идентификация пользователей, разграничение прав доступа, анализ трафиков Интернет, локальной сети и тому подобное. Однако практика показывает, что даже самая сложная защита со временем может быть взломана, или ключ к ней будет украден либо перекуплен. Ведь самым слабым и ненадежным звеном любой системы безопасности остается персонал. Поэтому, помимо технических, необходимо учитывать и принимать организационные меры, которые предусматривают детальную проработку бизнес-процессов, прописывание зон ответственности и разработку политики информационной безопасности.
Другим примером эффективного применения систем информационной безопасности в банковской сфере является – Метробанк. Система построена в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 17799/BS7799. Необходимо отметить, что весь комплекс работ по построению системы управления информационной безопасностью банка проходил при поддержке высшего руководства,которое непосредственно участвовало и участвует на таких важных стадиях, как, например, оценка информационных рисков или классификация активов.
Банк стал полигоном, где прошло апробирование аналогичных методик, рассматриваемых в диссертационном исследовании.
Важную роль в соблюдении всеми сотрудниками положений политики информационной безопасности, принятой в банке, играет техническое обеспечение.
Одним из этапов внедрения системы информационной безопасности являлось обеспечение выполнения требования политики информационной безопасности в отношении смены паролей. Например, система была запрограммирована таким образом, чтобы исключить саму возможность работать неправильно. Когда не нужно напоминать, что пора сменить пароль — просто в определенный момент система не пустит пользователя по старому паролю, заставит создать новый и отследит, чтобы он содержал определенное количество символов, причем часть из них была цифрами.
Аналогичная ситуация с утечкой информации. Можно проверять у сотрудников на входе и выходе все съемные носители информации (дискеты, USB-устройства и т.д.), но надежнее разрешить использование съемных носителей только для чтения и только тем сотрудникам, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей. Причем использование USB-порта можно настроить так, чтобы к нему можно было подключить только конкретный принтер или сканер. При этом администрирование съемных носителей производится централизовано системным администратором, а все действия пользователей (включая действия системного администратора) протоколируются в электронные журналы событий, которые впоследствии анализируются сотрудниками департамента информационной безопасности.
Порой департамент информационной безопасности упрекают, что он мешает работать — пишет инструкции, заставляет следовать строгим правилам. Внедрение стандарта по информационной безопасности позволило, прежде всего, лучше разобраться в работе банка. Были четко прописаны все бизнес-процессы, разработана политика распределения ролей, которая позволила исключить дублирование обязанностей и полномочий и сделать так, чтобы за каждый процесс отвечал конкретный исполнитель, а не группа. Все это положительно сказалось не только на уровне информационной безопасности, но и на эффективности основного бизнеса.
Отличительной особенностью многих продуктов Метробанк является активное использование интернет-технологий. В то же время вопрос безопасности в глобальной сети до сих пор остается сдерживающим фактором - как для сетевой торговли, так и для денежного обращения в ней.
Чтобы обеспечить необходимый уровень информационной безопасности для клиентов, банк впервые в СНГ использовал в системе «Интернет-офис» и потребительского кредитования новую модель USB-ключа со встроенным генератором одноразовых паролей, для двухфакторной аутентификации, и PKI-хранилищем для хранения личных секретных сертификатов и ключей пользователя — eToken NG-OTP. Каждый клиент банка теперь получает специальный USB-брелок с дисплеем, где отображается одноразовый пароль. Чтобы войти в систему «Интернет-офис», клиент нажимает клавишу на брелоке и получает пароль.
Система его аутентифицирует и предоставляет доступ к ресурсам банка. Этот пароль больше нигде не будет использоваться — он нужен лишь для одноразового пользования системой. Естественно, передача всех данных защищена протоколом SSL. Это первая ступень.