Методика анализа внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность кредитной организации.
Можно предположить, что в деятельности исследуемых банков имеются признаки типичных ошибок в области профессионального обучения.
Во-первых, признаки отношения к обучению, как к развлечению. Причиной подобного отношения может быть отсутствие системы оценки эффективности развития, не включение результатов профессионального обучения в процесс оценки сотрудников банка.
Во-вторых, признаки развития одних за счет других, работа в части обучения с ограниченным числом сотрудников банка. В нашем случае в разряд «забытых» попадают рядовые сотрудники и руководители высшего звена. Из 160 случаев направления на обучение на долю высшего уровня пришлось только 13 обучающих мероприятий. При этом следует учитывать, что отсутствие времени (или желания) у руководителей высшего звена для повышения своего профессионального уровня наносит ущерб не только своей карьере, но и свому банку.
На фоне складывающейся грустной картины последней каплей может послужить то, что ни одно обучающее мероприятие из 160 не было связано с усовершенствованием системы УЧР или, тем более, с методологией формирования организационной культуры. И это при том, что ежемесячно в Москве проходит не менее 10 подходящих по тематике мероприятий. [9]
Третий и четвертый вопросы анкеты: «Методы подбора и отбора кадров, применяемые банком. Сколько ступеней отбора используется на разных уровнях управления» и «Какой метод пополнения кадров применяется банком на разных уровнях управления: приобретение нужных специалистов на стороне или выращивание собственных?» помогут нам определить предпочтения, отдаваемые исследуемыми банками в процессе пополнения кадров на разных уровнях управления, а также узнать насколько полно и активно банки используют источники привлечения персонала в условиях явного дефицита человеческих резервов. Обобщенные данные по данным вопросам приведены в Таблице 7.
Таблица 7
Методы пополнения кадров, используемые анкетируемыми банками.
№ п/п |
Метод пополнения кадров |
Банк 1 |
Банк 2 |
Банк 3 |
Банк 4 |
Банк 5 |
Банк 6 |
Банк 7 |
1 |
Личные связи |
* |
* |
* |
* |
* | ||
2 |
Формирование резерва |
* |
* |
* |
* |
* | ||
3 |
Кадровые агентства |
* |
* |
* | ||||
4 |
Интернет-сайты кадровых агентств |
* |
* |
* |
* | |||
5 |
Объявления в СМИ |
* |
* |
* |
* | |||
6 |
Объявление на Интернет-сайте банка |
* |
* | |||||
7 |
База самопроявившихся кандидатов |
* | ||||||
8 |
Участие в ярмарках вакансий |
* | ||||||
9 |
Выезд в учебные заведения |
* | ||||||
Полнота использования банком имеющихся методов (%) |
89 |
33 |
22 |
44 |
44 |
11 |
11 |