Методика анализа внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность кредитной организации.
Существенное отличие организационных структур банков от обобщенной стандартной, приведенной в Приложении 1, говорит о том, что при их разработке мало внимания было уделено вопросам эффективного управления бизнесом.
Образцы организационных структур, приведенные в Приложениях 11-17 с сохранением оригинальной версии банков, свидетельствуют о том, что необходимость существования организационной структуры в документированном виде для некоторых анкетируемых банков была неожиданностью.
Помимо ошибок построения организационной структуры, допущенных в результате более или менее эволюционного развития бизнеса банков, в представленных организационных структурах имеются и другие ошибки, свидетельствующие о том, что реинжиниринг, а уж тем более инжиниринг, в круг задач, решаемых руководством банков не входят. Так в ряде структур Служба внутреннего контроля подчинена Совету банка, в ряде других – находится в подчинении Председателя Правления банка. При этом следует отметить, что в ходе проверок деятельности данных банков нарушений нормативных актов, регламентирующих деятельность СВК в части организационных вопросов, не установлено. Имевшаяся недоработка в нормативных актах Банка России по вопросу двойственной зависимости Начальника СВК от Наблюдательного Совета и Председателя Правления банка, устранена введением в действие Положения №242-П от 16.12.2003. Новым Положением упрочен статус СВК, как органа контроля, независимого в своей деятельности от единоличного исполнительного органа управления банка. Однако в ряде представленных организационных структур необходимые изменения не внесены и отражена подчиненность СВК Председателю Правления банка.
Шестой вопрос анкеты «Методы немонетарной мотивации (включая оплату сотрудникам каких-либо социальных нужд, элементы корпоративной культуры и др.) позволит нам определить степень развития системы мотивации в исследуемых банках и наличие в них мотивационной среды. Также мы попробует определить являются ли элементы корпоративной культуры сохранившимся отголоском периода зарождения банка, так называемого периода «корпоративного рая», или же они являются результатом культивируемых традиций и обрядов, старательно поддерживаемых руководством банка.
После соответствующего подсчета и обработки перечень используемых банками методов мотивации и культурных мероприятий выглядит следующим образом (Таблица 9).
Таблица 9
Перечень используемых банками методов мотивации и культурных мероприятий.
№ п/п |
Вид мероприятия |
Банк 1 |
Банк 2 |
Банк 3 |
Банк 4 |
Банк 5 |
Банк 6 |
Банк 7 |
1 |
организация корпоративных вечеров |
* |
* |
* | ||||
2 |
благодарность в приказе по банку |
* |
* | |||||
3 |
публичная устная благодарность на совещаниях |
* | ||||||
4 |
конкурс «Лучший сотрудник банка» по 6 номинациям |
* | ||||||
5 |
торжественное вручение дипломов |
* | ||||||
6 |
встречи с Председателем Правления в неформальной обстановке |
* | ||||||
7 |
возможность повышения квалификации путем обучения |
* | ||||||
8 |
оплата корпоративной мобильной связи |
* | ||||||
9 |
поздравление с днем рождения и вручение подарка от имени банка и коллег |
* | ||||||
10 |
поздравление с важными событиями в жизни, подарок |
* | ||||||
11 |
новогодние подарки детям сотрудников |
* | ||||||
12 |
оплата санаторных путевок |
* | ||||||
Удельный вес мероприятий, проводимых банком, в общем перечне мероприятий (%) |
42 |
17 |
8 |
33 |
17 |
0 |
8 |