От экономической рентабельности - к развитию производства
• Работая с данными НЕТТО-АКТИВА, нужно пользоваться показателем НЕТТО- РЕЗУЛЬТАТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ (Брутто-результат за вычетом амортизации, но до вычета финансовых издержек по задолженности).
Показатель БРУТТО-РЕЗУЛЬТАТА ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНВЕСТИЦИЙ находится как бы на границе двух миров.
На распределение брутто-результата эксплуатации влияет множество факторов, в том числе и законодательного характера:
ЭР(брутто) используется в основном для «внешнего» анализа, ЭР(нетто) - для внутрифирменного, особенно когда речь идет о взаимоотношениях с акционерами.
Экономическая рентабельность, или, иными словами рентабельность инвестированного капитала, - жизненно важный показатель для предприятия, ведь ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ - ЗАЛОГ БУДУЩИХ УСПЕХОВ.
Слегка преобразуем формулу ЭР(нетто), умножив правую часть на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1:
* Показатели экономической рентабельности, применяемые западными экономистами, весьма сходны с нашими показателями эффективности вложений в имущество предприятия (см например. Палий В.Ф. Новая бухгалтерская отчетность - м.; 1991 ., с 43)
Отношение (1) западные финансисты называют КОММЕРЧЕСКОЙ МАРЖОЙ (КМ). Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации инвестиций приходится на каждый рубль оборота. Обычно КМ выражают в процентах. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30 процентов, у других едва достигает 3-5 процентов.
Отношение (2) называют КОЭФФИЦИЕНТОМ ТРАНСФОРМАЦИИ (КТ). Этот коэффициент показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль актива.
Совершенно очевидно, что достижение значительного оборота свидетельствует о немалом успехе предприятия. Но какой ценой достигается этот успех? Если, например, для получения 5 млн. руб. нетто-результата эксплуатации на 50 млн. руб. оборота пришлось задействовать 80 млн. руб. иммобилизованных активов и 20 млн. руб. ФЭП, то вполне приличный уровень коммерческой маржи (5:50= 10%) сводится на нет неблагоприятным значением коэффициента трансформации (50/(80+20)). Получается, что на каждый рубль оборота приходится положить по 2 рубля актива. Экономическая рентабельность такого предприятия составляет всего 10% х0,5=5%.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ СВОДИТСЯ К ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОБЕ ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ: коммерческую маржу и коэффициент трансформации.
В свою очередь, на коммерческую маржу оказывают влияние такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т.п. Коэффициент трансформации складывается под воздействием отраслевых условий, а также экономической стратегии самого предприятия. Как же "примирить" высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации? Обратимся к примеру.
Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но соединить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентам трансформации бывает, как правило, очень трудно. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами. При этом любое снижение к IV зоне опасно, так как грозит падением экономической рентабельности. В какой зоне оказывается по расчетам, Ваша фирма?
Для предприятия всегда важно правильно выбрать отрасль, сферу деятельности. Действительно, различия в фондоемкости, ценовые факторы могут оказать решающее влияние на уровень экономической рентабельности. Но, независимо от отраслевой принадлежности, предприятия располагают все-таки определенной свободой маневра, чтобы усилить коммерческую маржу (воздействуя на себестоимость, снижая расходы по реализации продукции, упорядочивая административно-управленческие расходы, наращивая оборот) и улучшить коэффициент трансформации. Второе требует, впрочем, более тонких инструментов. Часто проводят аналогию с человеческим организмом: для жизнедеятельности нужны и кости, и мышцы; немалую роль играет наследственность. Но одни люди держат форму, а другие - нет. Хорошо бы найти и сохранять такой вес, при снижении которого человек слабеет, а при повышении - становится грузным и неповоротливым. ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ТАКОГО ВЕСА НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЗЛИШКОВ ЖИРА И ПОТРЕБЛЯТЬ ЛИШЬ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩЕСТВА. То же самое - и для актива предприятия. Надо "поглощать" машины, запасы, товарную задолженность, чтобы не погибнуть от истощения, но это не значит, что можно питаться чем, как и сколько попало. И актив должен вести здоровый образ жизни! Каждый лишний рубль актива может стать тормозом развития предприятия.