Риски участников вексельных отношений и пути их снижения
Важную роль в регулировании вексельного рынка играют профессиональные специализированные организации, обеспечивающие условия деятельности на рынке, путем самоорганизации участников. В России такой организацией является АУВЕР– Ассоциация участников вексельного рынка.
В настоящее время приоритетными направлениями деятельности АУВЕР являются разработка стандартов профессиональной деятельности и профессиональной этики на вексельном рынке и контроль за их соблюдением, а также создание инфраструктуры вексельного рынка. Технологические стандарты вексельного рынка позволят унифицировать правила работы на вексельном рынке, совершения и исполнения сделок с векселями.
На сегодняшний день АУВЕР разработала Стандарт выдачи и погашения векселей, а также Стандарт передачи векселей. Участники Ассоциации устанавливают для себя в рамках Женевских конвенций дополнительные ограничения, которые облегчат и упростят обращение векселей, позволят избежать трудностей, связанных с предъявлением векселей к платежу, платежом по векселю, совершением протеста, осуществлением права регресса. Кроме того, стандарты содержат требования к форме векселя, а также вводят в обращение единые вексельные бланки, что позволит снизить количество обращающихся векселей с дефектом формы. Внедрение стандартов даст возможность участникам рынка через АУВЕР создать унифицированные правила игры на вексельном рынке.
Одна из важнейших проблем, связанных с регулированием вексельного обращения, - выделение финансово устойчивых лиц, обязанных по векселям. Поэтому одной из первостепенных задач АУВЕР в настоящее время является создание единой информационной системы, призванной обеспечить максимальную прозрачность вексельного рынка.
В Ассоциации разработан Стандарт раскрытия информации о фактах выдачи векселей, о фактах неплатежа по векселям, неакцепта векселей и о фактах утраты, хищения и блокирования векселей. Помимо информации о самих векселях стандарт содержит требование раскрывать информацию о финансовом состоянии векселедателей, что позволит оценивать качество обращающихся векселей и решать проблему выделения финансового устойчивых лиц, обязанных по векселям.
В Ассоциации идет работа над созданием вексельной информационной системы, посредством которой и будет обеспечиваться доступ к информации о состоянии вексельного рынка. Принятие данного стандарта и "запуск" информационной системы должны стать началом создания централизованного банка данных по кредитной истории участников вексельного обращения.
Другой важный вопрос – создание технологической инфраструктуры вексельного рынка, которая позволит цивилизованно торговать векселями, осуществлять по ним расчеты, организовывать их поставку. Первым шагом на пути формирования цивилизованного вексельного рынка является создание вексельного депозитария. Он позволит наладить оперативный контроль за вексельными потоками, перейти к технологичным современным способам поставки векселей. Функционирование сети вексельных депозитариев дает возможность решить такие проблемы, как кражи, подделки, утраты векселей, и таким образом снизить риск проведения этих операций, а также решить проблему географической разобщенности участников вексельного рынка.
В настоящее время в рамках АУВЕР уже принято Положение об основных принципах депонирования, хранения и учета прав на векселя в депозитариях, определяющее особенности функционирования вексельного депозитария. В частности, определены основные требования к технологии депозитарного учета векселей. В Ассоциации подготовлен проект Стандарта депозитарного учета векселей, который будет содержать более подробное описание технологии функционирования вексельного депозитария. Создание сети вексельных депозитариев будет способствовать упорядочению вексельных расчетов между участниками рынка, а также ускорению и повышению технологичности вексельного обращения.
Таким образом, уже можно говорить о формировании первых двух уровней трехуровневой системы регулирования и контроля вексельного рынка: государственное регулирование, регулирование и контроль на уровне саморегулируемых организаций. Третьим уровнем должна стать система внутреннего регулирования и контроля участников вексельного рынка.